sandinist (sandinist) wrote,
sandinist
sandinist

Category:

Память. Эдуард Назаров...

11 сентября скончался Эдуард Назаров (1941-2016), мультипликатор, режиссер и художник. Тот человек, который создал легендарный анимационный фильм «Жил-был пес» и нарисовал Винни-Пуха таким, каким его знают все...





Из интервью с Эдуардом Назаровым (2004 год):

О Хитруке и Винни-Пухе:

" - Возьмем знаменитого «Винни-Пуха». Конечно, Федор Савельевич Хитрук сидел с нами, обкатывал то, что получалось, ругался и только что не дрался.

Поначалу Володя Зуйков принес совершенно невообразимого персонажа. Это был не медвежонок, а взбесившийся одуванчик, существо неопределенной формы: шерстяное, колючее, будто сделанное из старой швабры, потерявшей форму. Уши – как будто их кто-то жевал, но не успел отъесть одно из них. Нос – где-то на щеке, разные глаза, да и все у него было врастопырку. Но что-то в этом было! И Хитрук схватился за голову: «Черт, что это вы придумали!»





Он всегда хватался за голову, и все выражения крайнего возмущения или удовольствия – все начиналось с «черта». Сели за этого несчастного зверя, и, в конце концов, под его руководством выровняли.

Когда-то Федор Хитрук рассказал, что старался придать Винни-Пуху форму боба. На его взгляд, она должна была в полной мере отражать суть героя: медвежонок хоть и глупенький, но думающий. Да и для работы эта форма была очень проста: в движении персонаж почти не менялся.

Форма-то проста, да не спроста. К ней мы шли долго. Но «играть» Винни-Пухом было достаточно трудно. Давайте порассуждаем. Поскольку изначально он обжора, то не мог быть худым. Значит, наклоняться он должен всем телом, поворачиваться – всем телом, смотреть вверх – тоже всем телом. Башку повернуть сильно он не может, только чуть-чуть. И вот поскольку наш Винни Пух весь состоит из невозможностей, то попробуй с ним что-то сделай!

Но тут-то и появляется интерес. Ты начинаешь искать тоже физически невозможные положения. Вспомните, как Винни-Пух заглядывал в нору! Он весь переваливался вперед, зад занимал место головы, а нужно было еще найти равновесие всего этого кошмара. Такого положения у нормального персонажа быть не может. Сколько я бумаги изрисовал!





- А Пятачок легко появился?

Тоже не сразу. Изначально он был, как вертикальная толстенькая сарделечка, но что-то нас не устраивало. Мы сидели с Вовой, карябали-карябали, и вдруг он взял и вырисовал у этой колбаски тоненькую шейку. И все встало на свои места.

Кстати, Борис Заходер – автор русского пересказа – был похож на Винни-Пуха, только гораздо тяжелее. Когда он садился в машину, она почти опрокидывалась. Хотя автором он был легким. Но при этом он все-таки больше любил то, что написал, чем наш фильм.

- За вторую серию вы садились с таким же энтузиазмом, как в начале работы? Или популярность заставила?

Особой популярности мы и почувствовать-то не успели. Как-то сами по себе начали делать второй фильм, а на третьем выдохлись. Тем более что он оказался вдвое длиннее.

Сыграло еще и то, что «Винни-Пуха» нельзя было посылать ни на один международный фестиваль. Наше государство не выкупило авторских прав, и мы не могли показывать фильм за рубежом…"





О мультфилме Жил-был пес:

- Мне кажется, что если бы сценарий «Пса» написал профессиональный автор, а не вы сами, фильм получился бы менее выразительным и лаконичным. А, может, и не получился бы вообще…

- А поначалу сценарий и написал профессиональный автор. Я обратился к замечательному Сереже Иванову, но ничего путного из этого не вышло. И тогда от тоски я стал писать сам.

Взялся за простую украинскую сказку, «телеграфную» – всего пятнадцать строк – о том, как встретились в лесу старый волк и старый пес. «Ты мне поможешь, я тебе помогу».

В голове застряла единственная фраза – «сейчас спою». Стал размышлять: они же всю жизнь были врагами, а как это показать? Они должны долго разговаривать? Нет. Сидеть рядом и думать, а над головами у них будут шарики летать с картинками? Тоже нет. В конце концов, все свелось к маленькому диалогу в лесу: «А помнишь, как ты меня гонял?» И оказалось, что больше ничего и не надо!





- И как ваш сценарий приняли на студии?

- Приняли-то хорошо, но заставили сделать короче, чем я хотел.

До того, как начать снимать, я поехал на Украину: ходил по музеям, ездил по деревням, рисовал хаты, национальные костюмы, посуду, орудия труда, телеги, ручники, печки, ковры. А в Киеве попал в институт этнографии Академии наук Украины, познакомился там с двумя колоритными мужиками из отдела фольклора и попросил содействия на предмет народных песен. Они приволокли мне огромную магнитофонную катушку – помните, были такие магнитофоны с бобинами? Я что-то промямлил про финансовую сторону дела, но они оборвали: «Да ты шо? Сдурел?!» Несколько песен с этой катушки вошли потом в фильм.





- Героев фильма «Жил-был пес» озвучили поистине великие актеры Георгий Бурков и Армен Джигарханян, у которого это был первый опыт в мультипликации. Как вам работалось с актерами?

- Слава богу, у нас все сложилось. Сама история им понравилась, и сыграть ее им не доставило особого труда. Единственное, что я должен был объяснить – характер самого фильма, что это не фарс, не карикатура, а нормальная, жизненная история. Нельзя было, чтобы они кривлялись и выдавливали лишний смех из зрителя.

Помню, когда Джигарханян впервые вошел в тон-ателье, меня прошиб холодный пот. На рояле были разложены эскизы персонажей, и когда я увидел сутулого Армена Борисовича – ну, вылитый «Горбатый» из сериала «Место встречи изменить нельзя» – и посмотрел на точно такого же нарисованного мною волка, то подумал, что Джигарханян обидится и убьет меня. А он глянул и говорит: «А ничего, ничего! Хороший волк!.."
Tags: советские мультфилмы, эдуард назаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments