sandinist (sandinist) wrote,
sandinist
sandinist

Categories:

Art. Портрет Блока...

од беломраморным обличьем андрогина
Он стал бы радостью, но чьих-то давних грез.
Стихи его горят – на солнце георгина,
Горят, но холодом невыстраданных слез…" (И.Анненский. "К портрету Блока")



Константин Сомов. Портрет А.Блока, 1907 год

Это, пожалуй, самый известный портрет поэта. Когда работа над картиной была окончена, произошел настоящий скандал.

Александр Блок - кумир целого поколения - казался на портрете вялым и мрачным. В газетах писали нелестные отзывы о произведении, отмечая его "дешевую упадочную стилизацию", "истерическую впадину под глазом", "красные, как у вампира, губы", а Иван Бунин отметил "классическое мертвое лицо".

Сам писатель выразился по поводу портрета следующим образом: "Портрет Сомова мне не нравится. Сомов в этом портрете отметил такие мои черты, которые мне самому не нравятся".



Константин Сомов (1869-1939)

Существует легенда, что, перед тем как приступить к этой работе, Константин Сомов водил Блока по самым мрачным притонам и забегаловкам, чтобы рассмотреть в писателе его «внутренних демонов». В любом случае слова самого поэта стали ценным доказательством того, что Сомову удалось запечатлеть сложную психологическую структуру личности Александра Блока, а не только поверхностный образ.

Посылая матери фотографию сомовского портрета, Блок сопровождал его стихами из только что написанной "Клеопатры": "Я сам, позорный и продажный, С кругами синими у глаз…"

Спустя четыре года А. Блок высказывался о портрете весьма определенно: "Портрет Сомова нисколько не похож на меня, и я не хочу его подписывать". Но выйти из портретной рамы А. Блоку не удалось: современники, мемуаристы и биографы поэта поневоле связывали личность поэта с портретом художника Сомова…





Из книги С. Эрнста "Константин Сомов" (1918 год):

блик Блока на портрете художника Сомова открывает его "надмирность", отделенность от сущего. Он осенен поэзией и испепелен страстями, властен и холоден. Как из бронзы высеченное неподвижное лицо, окруженное нимбом волос, живые губы и нездешние, ледяные глаза. Это голова бога, стыдящегося грязи вокруг себя.

В том, что это не субъективное отношение художника к Блоку, убеждают воспоминания Ю.П.Анненкова, создателя лучших иллюстраций к поэме "Двенадцать": "Навстречу нам вышел хорошо известный сомовский рисунок: высокого роста, стройный. Блок был одет в темно-коричневую художественную блузу, из-под которой выступал белый мягкий отложной воротник рубахи. Несколько удлиненное, спокойное, чисто выбритое лицо, чуть-чуть высокомерный, а может быть, потусторонний взгляд; светлые волосы курчавым полукругом окаймляли высокий лоб…"
Tags: александр блок, искусство, константин сомов, художник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Война в Карабахе. 30 октября...

    Война в Карабахе. Ежедневный анализ Юрия Подоляки: "Фронт прорван. Азербайджанская армия движется к Шуше..." “Бои южнее…

  • Ницца. Столкновение не-культур...

    В Ницце в результате нападения на прихожан в соборе Нотр-Дам погибли трое. Террорист задержан… Задержанный рассказал…

  • Церковь на продажу...

    Ассирийская церковь, насчитывающая 1700 лет, выставлена на продажу в провинции Мардин на востоке Турции местным жителем. Он хочет за здание 875…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment