sandinist (sandinist) wrote,
sandinist
sandinist

Categories:

1961 год. Москва-Антарктида...

15 декабря 1961 года - начался первый в истории перелет Советских самолетов из Москвы в Антарктиду и обратно…



Ил-18В перед вылетом

В тот же год полет Юрия Гагарина на долгие годы затмил другие героические подвиги Советских лётчиков. Одним из таких подвигов и стал первый межконтинентальный перелёт из Москвы в южнополярную обсерваторию Мирный.

Преодолеть маршрут в 26 423 километра было поручено членам полярной авиации Гражданского воздушного флота Александру Полякову (1922-1986) и Борису Осипову (1917-1988).

15 декабря 1961 года из аэропорта Шереметьево один за другим в небо поднялись два самолёта: пассажирский Ил-18 под командованием А. Полякова и грузовой Ан-10, за штурвалом которого был Б.Осипов.

На ледяном проливе Мак-Мёрдо Советский лайнер Ил-18 приземлился 24 декабря 1961 года, в 14 часов 29 минут по московскому времени. Ещё через час с небольшим там же сел и Ан-10.

Советские лётчики на просторах Антарктиды – и невиданный для того времени перелёт вошёл в мировую историю советской авиации. После того как погода в поселке Мирный нормализовалась, командиры воздушных кораблей снова подняли машины в воздух и наконец достигли крайней точки нового воздушного моста СССР – Антарктида.



Антарктида. Поселок Мирный

Кроме выполненной задачи установить точный маршрут от Москвы до Мирного, лётчики осуществили также проверку возможности взлёта и посадки турбовинтовых самолётов на естественное ледниковое плато. Ан-10 был поставлен на лыжи и взлетел с них, совершив специально для этой цели несколько перелётов на внутриконтинентальную станцию «Восток» (1500 километров от Мирного).

Всего путь через четыре континента – Европу, Азию, Австралию и Антарктиду – в 26 423 километра экипаж лайнера Ил-18 совершил за 44 лётных часа 36 минут, а самолёт Ан-10 – за 48 лётных часов 27 минут.

За выполнение задания Полякову и Осипову было присвоено звание Героев Социалистического Труда с вручением орденов Ленина и золотых медалей "Серп и Молот"…



Брежнев поздравляет Александра Полякова


***

Марк Трояновский о съемках фильма "Москва-Антарктида" (1962 год):

"На восьмые сутки пути начался перелет через океан. Этот этап экспедиции мы старались сделать основным в фильме "Москва -Антарктида".

Прыжок в 1000 километров над океаном на сухопутных машинах! А тут еще и радиосвязь не налаживалась с американской станцией Мак-Мердо, куда взяли курс воздушные корабли. А в Мирном разыгралась пурга. Все это подбросило материал для картины.

Самолеты без радиосвязи приближались к шестому континенту. Была уже пройдена точка возврата, то есть место, откуда бы еще хватило горючего для возвращения в Крайстчерч. А если бы в последний момент непогода исключила посадку в Мак-Мердо?

Но погода продержалась. Штурманы точно вывели самолеты к цели, и пилоты отлично посадили их на лед у американской базы.

После двухдневного отдыха у праздновавших рождество и гостеприимно встретивших нас американцев экспедиция преодолела последний отрезок пути до Мирного - 2600 километров над Антарктидой.

В этот день я наконец видел, как дрогнули сердца и не хватило выдержки у наших воздушных асов. Это было после высадки в Мирном, когда они оказались в объятиях зимовщиков. И как волнующе прозвучали на полосе расчищенного ледника слова: «Родина стала ближе!»

…Месяц провели участники воздушной экспедиции на шестом континенте, а затем самолеты ушли в обратный путь. За это время мне вместе с группой советских исследователей удалось побывать в отдаленных от Мирного уголках Антарктиды.
Мы были свидетелями высадки «десанта» наших ученых на далекой Земле Эндерби. Побывали на станции "Восток", знаменитой тем, что там отмечена самая низкая на планете температура - минус 88,3 градуса…"


Док. фильм "Москва-Антарктида" (1962 год):


Tags: 1960-е, антарктида, ссср
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment