Ил-18В перед вылетом
В тот же год полет Юрия Гагарина на долгие годы затмил другие героические подвиги Советских лётчиков. Одним из таких подвигов и стал первый межконтинентальный перелёт из Москвы в южнополярную обсерваторию Мирный.
Преодолеть маршрут в 26 423 километра было поручено членам полярной авиации Гражданского воздушного флота Александру Полякову (1922-1986) и Борису Осипову (1917-1988).
15 декабря 1961 года из аэропорта Шереметьево один за другим в небо поднялись два самолёта: пассажирский Ил-18 под командованием А. Полякова и грузовой Ан-10, за штурвалом которого был Б.Осипов.
На ледяном проливе Мак-Мёрдо Советский лайнер Ил-18 приземлился 24 декабря 1961 года, в 14 часов 29 минут по московскому времени. Ещё через час с небольшим там же сел и Ан-10.
Советские лётчики на просторах Антарктиды – и невиданный для того времени перелёт вошёл в мировую историю советской авиации. После того как погода в поселке Мирный нормализовалась, командиры воздушных кораблей снова подняли машины в воздух и наконец достигли крайней точки нового воздушного моста СССР – Антарктида.
Антарктида. Поселок Мирный
Кроме выполненной задачи установить точный маршрут от Москвы до Мирного, лётчики осуществили также проверку возможности взлёта и посадки турбовинтовых самолётов на естественное ледниковое плато. Ан-10 был поставлен на лыжи и взлетел с них, совершив специально для этой цели несколько перелётов на внутриконтинентальную станцию «Восток» (1500 километров от Мирного).
Всего путь через четыре континента – Европу, Азию, Австралию и Антарктиду – в 26 423 километра экипаж лайнера Ил-18 совершил за 44 лётных часа 36 минут, а самолёт Ан-10 – за 48 лётных часов 27 минут.
За выполнение задания Полякову и Осипову было присвоено звание Героев Социалистического Труда с вручением орденов Ленина и золотых медалей "Серп и Молот"…
Брежнев поздравляет Александра Полякова
***
Марк Трояновский о съемках фильма "Москва-Антарктида" (1962 год):
"На восьмые сутки пути начался перелет через океан. Этот этап экспедиции мы старались сделать основным в фильме "Москва -Антарктида".
Прыжок в 1000 километров над океаном на сухопутных машинах! А тут еще и радиосвязь не налаживалась с американской станцией Мак-Мердо, куда взяли курс воздушные корабли. А в Мирном разыгралась пурга. Все это подбросило материал для картины.
Самолеты без радиосвязи приближались к шестому континенту. Была уже пройдена точка возврата, то есть место, откуда бы еще хватило горючего для возвращения в Крайстчерч. А если бы в последний момент непогода исключила посадку в Мак-Мердо?
Но погода продержалась. Штурманы точно вывели самолеты к цели, и пилоты отлично посадили их на лед у американской базы.
После двухдневного отдыха у праздновавших рождество и гостеприимно встретивших нас американцев экспедиция преодолела последний отрезок пути до Мирного - 2600 километров над Антарктидой.
В этот день я наконец видел, как дрогнули сердца и не хватило выдержки у наших воздушных асов. Это было после высадки в Мирном, когда они оказались в объятиях зимовщиков. И как волнующе прозвучали на полосе расчищенного ледника слова: «Родина стала ближе!»
…Месяц провели участники воздушной экспедиции на шестом континенте, а затем самолеты ушли в обратный путь. За это время мне вместе с группой советских исследователей удалось побывать в отдаленных от Мирного уголках Антарктиды.
Мы были свидетелями высадки «десанта» наших ученых на далекой Земле Эндерби. Побывали на станции "Восток", знаменитой тем, что там отмечена самая низкая на планете температура - минус 88,3 градуса…"
Док. фильм "Москва-Антарктида" (1962 год):